Рабочая программа воспитания
МКОУ «Хамавюртовская СОШ
им. А.М. Аджиева
2021 – 2025 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МКОУ «Хамавюртовская СОШ им. А.М. Аджиева»
(далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания», утвержденной
28.08.2021 года на
заседании Федерального
учебно-методического объединения
по
общему
образованию,
с
Федеральными
государственными
образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе,
а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и
налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной
программы МКОУ « Х а м а в ю р т о в с к а я С О Ш и м . А . М . А д ж и е в а » и призвана
помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный
потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей
организацией
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том
числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое
воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы
НОО, ООО, СОО.
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:
- описание особенностей воспитательного процесса;
- цель и задачи воспитания обучающихся на всех уровнях ФГОС;
- виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников,
обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
- основные направления самоанализа воспитательной работы в организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Рабочая программа воспитания является открытым документом, что предполагает
возможность внесения в нее изменений по причинам, связанным с изменениями во внешней
или
внутренней
среды
школы.
2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
МКОУ «Хамавюртовская СОШ и м . А . М . А д ж и е в а »
является средней
общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2021 года составляет
660 человек, численность педагогического коллектива – человек. Обучение ведётся с 1 по 11
класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование,
среднее общее образование.
МКОУ « Х а м а в ю р т о в с к а я С О Ш и м . А . М . А д ж и е в а » с. Хамавюрт
(далее – школа) – это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров,
спортивных школ и школ искусств. В ней обучаются менее ста учащихся. Нет ставки
социального педагога, качество сети Интернет невысокое и др. Данные факторы не могут не
вносить
особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и
положительные стороны.
Социокультурная среда поселка более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется
внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная
среда естественна и приближена к людям. Наш
школьник воспринимает природу как
естественную среду собственного обитания.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и
культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием
окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к
семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически
все педагоги школы родились в нашем поселке, учились в этой школе, теперь работают в ней.
Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что
способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами,
школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов,
существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при
создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет
резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на
основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с Домом культуры с. Хамавюрт, администрацией
МО «с. Хамавюрт», КДН и ЗП, ГУ МО МВД, Хасавюртовского района.
Принимаем
участие в
проектах, конкурсах
и
мероприятиях
республиканского, всероссийского, международного уровней. Начали принимать участие в
проектах Российского движения школьников.
В школе функционируют отряды ЮИД (юные инспектора движения), волонтеров, Дружина
юного пожарного, правовой.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а
также
их
социальная
ак
- педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции;
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек),
общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии
их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем
уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоѐмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых,
по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям
иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям
с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём - то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать
своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся
в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру.
В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной
жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного
пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать
правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический,
социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели
воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение
следующих основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
-патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при
непосредственном участии Школы, с 9 мая 2018 года шествие жителей
с. Хамавюрт с портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит
ежегодно);
-экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют не только
родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается в приемные пункты); акции
«Чистый двор», «Аллея выпускников», «Цвети, мой Дагестан» по озеленению и
благоустройству территории школы.
-акция «Письмо солдату», «Окна Победы». «Рекорд Победы» (накануне Дня защитника
Отечества школьники готовят творчески оформленные письма и отправляют их погибшим
героям ВОВ, оформляют окна в классах, рекорд по отжиманию среди юношей) и др.
открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок.
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их
рамках обсуждаются насущные проблемы (Совет учащихся, Совет родителей)
- Единые родительские недели по профилактике правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся
с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ОДН, КЦСОН, ГИББД, центральной
больницы);
проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между командами
выпускников школы и старшеклассниками; состязания «Зарница», «Веселые старты» и т.п. с
участием родителей в командах;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню
матери, 8 Марта, к 23 февраля, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и
дедушек;
-концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников
в День пожилого человека, День матери, 8 Марта, 9 Мая и др.
На школьном уровне:
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная
обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей
Школы);
- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс,
проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние
праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные
вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
-Предметные декадники и месячники (литературы, русского и английского языков;
математики и физики, естественных наук; права и гражданственности);
-День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе
и развивающие школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Посвящение в пятиклассники»;
- «Посвящение в старшеклассников»;
- «Первый звонок»;
- «Последний звонок».
церемонии награждения (по итогам года) школьников «Ученик года» и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы:
-ежемесячные общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей;
-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года
Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в
конкурсе «Лучший класс школы».
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных
советов дела.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел
с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с
одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения в обществе.
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога
и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы
и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями.
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Задачами внеурочной деятельности являются:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Внеурочная деятельность с целью развития склонностей, интересов и способностей
обучающихся к социальному самоопределению организуется по 5 направлениям развития
личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
Пять направлений внеурочной деятельности реализуется в её 7 видах:
1) игровая деятельность
2) познавательная деятельность
3) проблемно-ценностное общение
4)художественное творчество
5) общественно-полезные практики (трудовая деятельность)
6) спортивно-оздоровительная деятельность
7) туристко-краеведческая деятельность
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения,
получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность. мероприятия предметных месячников, школьные и
районные олимпиады, заочные предметные олимпиады, проектная деятельность по предметам,
выступление на итоговой конференции «Я и мой мир» с проектами. Факультативные занятия:
«Основы духовно-нравственной культуры и светской этики», «Я и моя профессия», Кружки
удмуртского и английского языков, направленные на передачу школьникам социально значимых
знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Реализация планов воспитывающей деятельности школы и
классов. Участие в традиционных мероприятиях школы, КТД, фестивалях школы: фестиваль дагестанской
культуры, концерт «Мамина улыбка», битва хоров, фестиваль «Танцуем, все!», концерт ко Дню Победы.
Занятия в группе ГПД; классные часы по формированию культуры поведения. Кружки «Танцевальный»,
«Радуга» - театральный, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к
культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Туристско-краеведческая деятельность. Реализация программы
духовно-нравственного
развития и воспитания школьников; экскурсии в музеи, на выставки; встречи с интересными
людьми; однодневные туристические походы в течение года.
Классные часы по изучению родного края; выставки поделок и рисунков. Факультативные
занятия «Краеведение», направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Соревнования в рамках спартакиады школы;
спортивно-оздоровительные часы; беседы и лекции по формированию ЗОЖ; традиционные
мероприятия – дни здоровья, смотр песни и строя, тропа Генерала, тропа безопасности. Кружки
«Волейбол» и факультативное занятие «Разговор о правильном питании»,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему
здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые
школьниками и педагогом в окружающем школу социуме; акции: «Чистый двор»,
«Самообеспечение», «Сирень Победы». «Аллея выпускников». В летний период учебная
практика на учебно – опытном участке. В рамках «Весенней недели добра акция
«Помоги одинокому».
Кружок «Начальное техническое творчество», направленный на развитие творческих
способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к
физическому труду.
Игровая деятельность. Занятия групп продленного дня, физкультминутки на уроках,
игровые перемены, игровые занятия на классных часах, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
коммуникативных компетенций младших школьников, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Реализация программы
духовно-нравственного развития и воспитания школьников; экскурсии в музеи, на выставки;
встречи с интересными людьми;
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее СОШ), создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров
( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в
классе
Структура ученического самоуправления:
Общее собрание обучающихся
Совет обучающихся школы
Председатель совета
Отдел
спорта
Отдел
знаний
Отдел
культуры
Отдел
информации
Отдел
труда
Лидер класса
Совет класса
сектор
спорта
сектор
знаний
сектор
культуры
сектор
информации
сектор
труда
Ученик
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Детское движение, являясь выражением общественно направленной
организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и
воспитательным потенциалом. На базе нашей школы действуют следующие ДОО:
«Волонтерский
отряд»,
«Правовой
отряд»,
«Юнармия»,
«РДШ»
Действующее на базе образовательной организации детские общественные объединения –
это добровольные и целенаправленные формирования, созданные по инициативе детей и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
На школьном уровне:
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
• утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы, подотчетность; ротация состава выборных органов),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный
для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей
школе, обществу в целом – акции добра и заботы, благотворительность, возложение цветов к
мемориальным объектам памяти;
• участие и проведение профилактических акций;
• работа по облагораживанию пришкольной территории, уход за деревьями, кустарниками,
благоустройство клумб;
• шефские мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, создание видеороликов;
• неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения
вопросов управления объединением, планирования дел в школе и празднования знаменательных
для членов объединения событий;
• работа в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей, набор значимых дел;
• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у
ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит
в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения,
проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и
поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, проведения традиционных
огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
На внешкольном уровне:
• участие членов детских общественных объединений в реализации практик общественногосударственной детско-юношеской организации РДШ;
• участие членов детских общественных объединений в проектах, акциях, конкурсах,
агитбригадах по линии района, республики;
• участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
На индивидуальном уровне: вовлечение, по возможности, каждого ребенка в мероприятия
детских общественных объединений.
Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто
носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания
об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей,
обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями
и родителями школьников вначале учебного года и после окончания учебного года;
регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их
классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр,
драмтеатр, цирк.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование
по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору
своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности:
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника
к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников
о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет;
освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих
их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных
моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков,
секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми
рассказов, стихов, сказок, репортажей;
участие школьников в конкурсах школьных медиа.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как:
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим
средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с
работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование
во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих
разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со
своими детьми;
событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий
(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики
(флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как
в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и
иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет (Совет родителей), участвующий в управлении
школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников с привлечением специалистов района
(КДН и ЗП, ОДН, КЦСОН, ГИБДД)
педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого родители получают рекомендации классных руководителей, психолога, логопеда и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей (создан
родительский клуб «Фарватер»)
взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
обращение к специалистам (КДН и ЗП, ОДН, КЦСОН, ГИБДД, ЦБ) по запросу
родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, Советах профилактики, собираемых
в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
3.12 Модуль «Профилактика и безопасность»
Вопросы безопасности детей, как в стенах образовательного учреждения, так и за
его пределами, в последнее время получают всё большую актуальность. Опасности
могут подстерегать учащегося везде. Необходимо сформировать у учащегося понимание
личной и общественной
значимости
современной
культуры
безопасности жизнедеятельности,
антиэкстремистской
и
антитеррористической личностной позиции; знание и умение применять меры безопасности и
правила поведения на дорогах, в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а
также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять
предосторожность в ситуациях неопределенности; умение принимать обоснованные решения
в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей; умение действовать индивидуально и в группе в экстремальных
ситуациях, в том числе связанных с угрозой террористических актов и вовлечения в
экстремистскую деятельность.
В рамках модуля особое внимание уделяется правовому воспитанию, формированию
антикоррупционного мировоззрения, формированию активной жизненной позиции по
негативному отношению к противоправным и коррупционным проявлениям.
1.Профилактика детской дорожной безопасности. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма (ДДТТ) - целенаправленная деятельность по своевременному
выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожнотранспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы учащиеся.
Основные задачи:
увеличение количества учащихся, участвующих в мероприятиях по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма;
привлечение педагогических кадров к работе по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма;
учет, анализ и профилактика случаев нарушения учащимися и воспитанниками Правил
дорожного движения;
организация деятельности отряда ЮИД;
организация работы по пропаганде безопасности дорожного движения с родителями.
Для этого в МКОУ «Хамавюртовская СОШ им. А.М. Аджиева» используются
следующие формы работы:
На уровне начального общего образования:
разработка безопасного маршрута в школу,
праздники (посвящение в пешеходы учащихся 1-х классов),
тематические вечера, игры, соревнования, конкурсы, викторины,
практические занятия по правилам дорожного движения,
тематические беседы и классные часы, инструктажи,
экскурсии на прилегающие к школе перекрестки,
участие в районных олимпиадах и конкурсах, в т.ч. дистанционно,
внеклассные мероприятия с учащимися по основам безопасного поведения на улицах и
дорогах, соблюдению правил дорожного движения, изготовление памяток родителям по
обучению детей безопасному поведению на дорогах, по правилам перевозки пассажиров.
Работа кружков «Безопасное колесо» и «Азбука пешехода» и (для
дошкольников). На уровне основного и среднего общего образования:
тематические вечера, игры, соревнования, конкурсы, викторины,
практические занятия по правилам дорожного движения,
участие в районных дистанционных олимпиадах и конкурсах,
инструктажи, беседы, классные часы,
внеклассные мероприятия с учащимися по основам безопасного поведения на улицах и
дорогах, соблюдению правил дорожного движения, проведение занятий в младших классах,
изготовление памяток родителям по обучению детей безопасному поведению на дорогах,
по правилам перевозки пассажиров,
внеклассные мероприятия на тему с использованием метода проектирования, который
позволяет организовать общение с учащимися на новом уровне, создать атмосферу делового
сотрудничества и приобщить учащихся к решению существующих проблем, позволяет учащимся
самоутвердиться, получать новые знания. В процессе реализации проекта они изготавливают
плакаты, листовки, памятки, инструкции, рекомендации, компьютерные презентации.
2.Профилактика пожарной безопасности. Профилактика пожарной безопасности (ПБ) –
комплекс мер, направленный на то, чтобы минимизировать вероятность возникновения пожара,
уметь действовать при пожаре, а также исключить факторы, которые его вызывают.
На уровне начального общего образования:
тематические вечера, игры, соревнования, конкурсы, викторины,
практические занятия по пожарной безопасности,
профилактические беседы и классные часы,
участие в районных конкурсах, в т.ч. дистанционно,
встречи с сотрудниками МЧС «Осторожно, огонь!»,
участие в районных конкурсах детского творчества
На уровне основного и среднего общего образования:
тематические вечера, игры, соревнования, конкурсы, викторины,
практические занятия по пожарной безопасности,
тематические беседы и классные часы,
экскурсии в пожарную часть,
проведение занятий в младших классах
участие в районных конкурсах, в т.ч. дистанционно.
3. Профилактика экстремизма и терроризма направлена на воспитание у учащихся
уважительного отношения ко всем людям всего мира, вне зависимости от национальности,
религии, социального и имущественного положения; воспитание культуры межнационального
согласия и уважения; создание психологически безопасной поддерживающей, доброжелательной
среды в образовательной организации, исключающей проявления агрессии, психологического и
физического травмированы; формирование уважительного отношения к ценностям,
историческому
и
культурному
наследию
России
как
многонационального
и
многоконфессионального государства; расширение возможностей для проявления социальной,
творческой активности детей и молодежи, занятий спортом.
Основные задачи профилактики экстремизма в образовательной среде:
формирование у учащихся знаний о сущности экстремистской и террористической
деятельности;
повышение правовой культуры учащихся, родителей и педагогов;
формирование основ знаний об ответственности за совершение преступлений
экстремистского и террористического характера;
развитие у учащихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы
террористических актов;
формирование навыков противодействия экстремизму и терроризму;
формирование ценностных ориентиров личности, гражданского сознания;
Исходя из задач в МКОУ « Х а м а в ю р т о в с к а я СОШ им. А.М. Аджиева»
работа организована по следующим
направлениям:
информирование учащихся об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;
разъяснение мер ответственности родителей и учащихся за правонарушения
экстремистской направленности;
формирование толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности,
прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;
снижение у учащихся предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения.
Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе,
использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем
и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;
формирование у учащихся понимания ценностей разнообразий и различий, уважения
достоинства каждого человека.
создание условий для снижения агрессии, напряженности.
Реализация путем:
• организации плановой эвакуации обучающихся;
• организации учебы работников по безопасности;
• уроков Мира, классных часов, посвященных трагедии в Беслане;
• организации тематических классных часов по проблеме воспитания толерантности у
обучающихся, по профилактике экстремизма, расовой, национальной, религиозной розни;
• организации родительских собраний по проблеме воспитания толерантности у
обучающихся, по профилактике проявлений экстремизма;
• организации уроков доброты, нравственности;
• встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу ответственности за
участие в противоправных действиях.
4. Профилактика правонарушений, правовое и антикоррупционное воспитание.
Правовое воспитание - воспитательная деятельность МКОУ « Х а м а в ю р т о в с к а я
СОШ им. А.М. Аджиева» семьи,
правоохранительных органов, направленная на формирование правового сознания и навыков, и
привычек правомерного поведения учащихся.
Необходимость организации правового воспитания учащихся обусловлена развитием
правового государства, существование которой немыслимо без соответствующего уровня
правовой культуры ее граждан, трансформацией правовой системы, необходимостью
преодоления правового нигилизма и правовой неграмотности. Важно сформировать у учащихся
личностные качества, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения
в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; помочь
учащимся приобрести знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях
человека.
На уровне начального общего образования:
Тематические классные часы по правовому воспитанию и профилактике коррупции;
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет;
Тематическая беседа, посвящённая Дню Конституции РФ;
Тематические классные часы, посвящённый Международному дню борьбы с
коррупцией;
Конкурс рисунков «Что такое хорошо, что такое плохо…»;
Профилактические беседы с сотрудниками полиции
На уровне основного и среднего общего образования:
Классные часы по правовому воспитанию и антикоррупционному просвещению;
Профилактическая беседа «Как не стать жертвой преступления»;
Интерактивное занятие «Права и обязанности подростков»;
Интерактивное занятие «Безопасность в интернете»- «Инструкция по применению»;
Беседы об ответственности за нарушение статьи КоАП РФ ст.20.2;
Тестирование учащихся 7-11 классов по антикоррупционному мировоззрению.
5. Профилактика суицидального поведения
Задачи воспитания:
• оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении
конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками;
• содействовать профилактике неврозов;
• способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом.
Реализация путем:
• работы школьного педагога – психолога;
• лекториев для педагогического коллектива;
• индивидуальных
консультаций
с
учителями-предметниками
и
классными
руководителями;
• общешкольных родительских собраний;
• лекториев для родителей;
• консультаций для родителей учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
• мониторинга среди учащихся по выявлению детей, находящихся в кризисной ситуации,
посредством заполнения и последующего анализа «карты факторов суицидального риска»;
• изучения межличностных взаимоотношений учащихся в классных коллективах
(социометрия) и выявление «изолированных» детей;
• комплексной психологической диагностики учащихся проблемами обучения, развития,
воспитания;
• тематических классных часов;
• консультации для учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
• функционирования «Горячей линии» школьного педагога – психолога;
• информирования о действии «Телефонов доверия», памятки, инструкции.
6. Профилактика безнадзорности и правонарушений
Задачи воспитания:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска,
направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
- повышение правовой культуры и социально – педагогической компетенции родителей
учащихся;
- сотрудничество с организациями и службами Хасавюртовского района по работе с
семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки
воспитания в семьях отдельных учащихся;
- воспитание ответственности за порученное дело;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Реализация путем:
• составления и корректировки социального паспорта класса и школы;
• выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей «группы
риска»;
• создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска;
• выявления детей, систематически пропускающих уроки без уважительных причин;
• посещения учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий;
• разработки памяток «Мои права и обязанности»; оформление стенда «Безопасность»
• родительских лекториев;
• мероприятий в рамках «Всероссийского дня правовой помощи детям»;
• взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних;
• вовлечения детей, состоящих на ВШУ, в общественно-значимую деятельность;
• организации
встреч
с
работниками
прокуратуры,
комиссии
по
делам
несовершеннолетних, полиции.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов
на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации
воспитательного процесса могут быть следующие:
№
п/п
Направление
Критерии
Способ получения Ответственные Оценочный
информации
инструмента
рий
Результаты
воспитания,
социализации
саморазвития
обучающихся
Динамика
личностного
и развития
обучающихся
каждого класса
Педагогическое
наблюдение
(в
протокол МО –
наличие проблем)
Классные
руководители
, заместитель
директора по
ВР
Методика
Н.П.
Капустина
Состояние
совместной
деятельности
обучающихся
взрослых
Наличие
Беседы
с
интересной,
обучающимися
и
событийно
их
родителями,
и насыщенной и педагогическими
личностно
работниками,
развивающей
лидерами класса и
совместной
школы, (в протокол
деятельности
МО или совещания,
обучающихся и педсовета
–
взрослых
результаты качества
воспитания
по
выбранным
показателям)
Заместитель
директора по
ВР, Классные
руководители
, Активные
родители
Анкеты (опросы)
для учащихся
и
родителей по
итогам
проведения
воспитательных
мероприятий
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
№
модуля
3.1.
3.2.
Показатели
Метод мониторинга
Ответственный
Качество совместной
деятельности классных
руководителей и их классов
Качество реализации личностно
развивающего потенциала
Анализ динамики отзывов
родителей (письменных)
Классный
руководитель
Анализ динамики результатов
поведения и активности,
Заместитель
директора по ВР
школьных уроков
учащихся на уроках, ВШК
3.3.
Качество организуемой в школе
внеурочной деятельности и
дополнительного образования
Заместитель
директора по ВР,
3.4.
Качество реализуемой в школе
работы с родителями
3.5.
Качество существующего в
школе детского самоуправления
3.6.
Качество проводимых в школе
профориентационных
мероприятий
Качество проводимых
общешкольных ключевых дел
Анализ динамики результатов
внеурочной деятельности
(творческие отчеты),
занятость в кружках и секциях
Анализ динамики участия
родителей в общешкольных и
классных мероприятиях
Анализ динамики
продуктивной активности
обучающихся в
жизнедеятельности класса
(школы)
Анализ динамики охвата детей
и результативности
проведенных мероприятий
Анализ динамики результатов
анкетирования участников
Анализ динамики участия
обучающихся в мероприятиях
Информация о наличии и
выполнении паспорта
развития
Отчет о наличии
содержательной информации
о трансляции воспитательной
практики
Анализ динамики снижения
уровня правонарушений
Заместитель директора
по ВР
Заместитель
директора
по ВР
Классный
руководитель
3.7.
3.8.
3.9.
Качество организации работы
ДОО
Качество организации
предметно-эстетической среды
3.10.
Качество работы школьных СМИ
3.11.
Качество работы проводимых
мероприятий
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Заместитель
директора по ВР,
Заместитель
директора
Классные
руководители
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
Приложение 1
Методика оценки уровня воспитанности ученика.
/Н.П. Капустин/
Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что
анкета служит для измерения уровня воспитанности. Учитель говорит, что каждый человек
стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни,
а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет
вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают еѐ.
Разъяснив смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по
пятибалльной шкале.
Отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете,
имеет место всегда.
Отметка «4» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда.
Отметка «3» ставится в том случае, если указанное отношение проявляется редко.
Отметка «2» ставится в том случае, если качество не проявляется никогда.
Отметка «1» не используется.
Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем
им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание.
Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика
оценивания. После родителей оценки выставляет классный руководитель. В случае если родитель
или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится.
Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число.
Получается средний балл за каждый критерий. В результате получим 6 средних отметок, потому
что 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общую сумму баллов ученика за данный
год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает
первое место, а тот, кто набрал меньшую сумму, - последнее место. Все остальные располагаются
между этими двумя позициями.
Анкеты сохраняются, чтобы на следующий учебный год видеть результаты за прошедший
учебный год и сравнить с новыми показателями.
Можно использовать иную систему оценивания. В 5-9-х классах, вместо отметки «5»
ставить «в» (есть всегда); вместо «4» ставить букву «ч» (частично); вместо «3» - букву «р»
(редко) и вместо «2» ставить букву «н» (нет этого качества).
В 10- 11 классах классный руководитель оценивает учащихся вместе с экспертной группой
(двое учащихся класса и двое учителей). В этих классах можно оценивать несколько иначе – в
уровневом эквиваленте: высокий – «в» (мне присуще данное свойство, качество); средний – «с»
(думаю, что это мне свойственно, но не всегда я этому следую); низкий уровень – «н» (я не знаю,
свойственно ли мне это вообще) и, наконец, буквой «о» (отрицательный) (я занимаю
противоположную позицию, т.е. думаю иначе и поступаю в соответствии с этим).
Классным руководителем на основании индивидуальных анкет заполняется карта воспитанности
учащихся.
В графе «итого» ежегодно подсчитывается общее количество баллов по каждому
показателю. Полученное количество баллов делится на количество учащихся, таким образом
определяется средний балл. Это даёт возможность классному руководителю определить уровень
воспитанности класса по каждому показателю.
I уровень воспитанности – высокий - средняя отметка от 4 до 5 баллов.
II уровень воспитанности – средний - средняя отметка от 3 до 4 баллов
III уровень воспитанности – низкий - средняя отметка от 2 до 3 баллов
IV уровень воспитанности – отрицательный - средняя отметка от 1 до 2 баллов.
Используя полученные данные целесообразно выстраивать графики воспитанности
учащихся класса, которые позволяют проследить динамику воспитательных процессов.
В виде графика показывается и %-е соотношение учащихся класса разных уровней
воспитанности. Для этого подсчитывается количество учащихся, имеющих соответствующие
баллы, делится на количество всех учащихся класса и умножается на 100%.
Карта воспитанности заполняется после обработки анкет и хранится в папке классного
руководителя. Показывается ли карта всему классу? Естественно, что рейтинг хочет знать
каждый ученик, но если в классе не сложился коллектив, отношения с родителями сложные, то,
показав карты воспитанности, можно отрицательно повлиять как на учащихся, так и на
родителей. При нормальных отношениях карта воспитанности не представляет секрета.
Анкета для учащихся 10- 11 классов.
Система ценностных ориентаций и ожиданий.
Критерии оценки и их показатели.
1
1.Интеллектуальный уровень:
Эрудиция
Культура речи
Логика мышления (анализ, синтез,
систематизация, обобщение,
доказательность, аргументированность,
самостоятельность в суждении)
Нравственная направленность
интеллекта (нравственные мотивы
позиции и поведения)
2 Мировоззрение
Понимание целостности и единства
развития человека, природы и общества
Осознание созидающей роли человека в
преобразовании окружающей
действительности
Понимание духовно-нравственных
ценностей морали как универсальной
формы общественного сознания и бытия
Готовность к стремлению следовать
морали в системе отношений с
окружающим миром
Готовность к личностному и
профессиональному самоопределению
3.Человечность (доброта и
сострадание как качества личности):
доброта и сотрадание к семье, близким
людям, друзьям
щедрость
к
слабым,
больным,
нуждающимся
стремление к разрешению жизненных
конфликтов
мирным
путѐм
без
применения насилия
неприятие безнравственного поведения
4.Ответственность
Долг перед родителями и старшими
Долг по отношению к обществу и
Родине
Долг по отношению к себе
Долг по отношению к природе
5.Гражданская позиция (осознание
прав и обязанностей человека в
самооценк
а
10
кл.
2
11
кл
3
Оценка
родителе
й
10
11
кл
кл
4
5
Оценка
экспертной
группы
10
11
кл
кл
6
7
Итоговая
отметка
10
кл
8
11
кл
9
обществе):
Социальная активность
Следование Закону, Уставу школы
Уважение государственных символов и
власти
Бережное отношение к истории и
культуре своего народа
Равенство полов и людей разных
национальностей,
доминирование
мотивов общественного долга
6. Характер:
Обязательность, единство слова и дела
Честь, достоинство
Умение понимать и прощать
Сознание собственной активной роли в
становлении характера
Понимание взаимосвязи внутренней и
внешней культуры человека
Потребность и умение отстаивать свои
взгляды на научной основе
Анкета для учащихся 6- 9 классов.
Отношения и показатели.
1 Эрудиция.
Прочность и глубина знаний
Культура речи
Доказательность и
аргументированность, суждений
Сообразительность
Использование дополнительных
источников
2. Отношение к обществу
Выполнение Устава школы
Выполнение правил для учащихся
Выполнение
правил
внутреннего
распорядка
Следование
нормам
и
правилам
человеческого общежития
Милосердие как противоположность
жестокости, участие в жизни класса и
школы
3.Отношение к труду
Старательность и добросовестность
Самостоятельность
Внимательность
Бережливость
Привычка к самообслуживанию
4. Отношение к природе.
Бережное отношение к земле
К растениям
К животным
самооценк
а
Оценка
родителе
й
Классного
руководите
ля
Итоговая
отметка
Сохранность природы в повседневной
жизнедеятельности и труде
5. Эстетический вкус.
Аккуратность и опрятность
Культурные привычки в жизни
Внесение эстетики в жизнедеятельность
Умение находить прекрасное в жизни
Посещение культурных центров
6. Отношение к себе
Я управляю собой, своим поведением
Умею организовать свое время
Соблюдаю правила личной гигиены
Забочусь о здоровье
Воспитываю полезные привычки
Анкета для учащихся 3- 5 классов.
Отношения и показатели.
1.Эрудиция:
Мне интересно учиться
Я всегда выполняю домашние задания
Я люблю читать
Мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
Я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Отношение к школе:
Я выполняю Устав школы
Я выполняю Правила для учащихся
Я
выполняю
правила
внутреннего
распорядка
Я участвую в делах класса и школы
Я добр в отношениях с людьми
Я справедлив в отношениях с людьми
3.Прилежание:
Я старателен в учебе
Я внимателен
Я самостоятелен
Я помогаю другим и сам обращаюсь за
помощью
Мне нравится самообслуживание в школе
и дома
4. Отношение к природе
Я берегу землю
Я берегу растения
Я берегу животных
Я берегу природу
5. Эстетический вкус
Я аккуратен и опрятен
Я соблюдаю культуру поведения
Я оцениваю
себя с
родителями
Классного
руководителя
Итоговая
отметка
Я ценю красоту в своих делах
Я вижу прекрасное в жизни
6. Отношение к себе
Я управляю собой, своим поведением
Я соблюдаю санитарно – гигиенические
правила ухода за собой
Я забочусь о своѐм здоровье
Я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
У меня нет вредных привычек
Анкета для учащихся 1- 2 классов.
Мои отношения
1 Любознательность
Мне интересно учиться
Я люблю читать
Мне интересно находить ответы на непонятные
вопросы
Мне нравится выполнять домашние задания
Я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Отношение к школе:
Я выполняю Правила для учащихся
Я добр в отношениях с людьми
Я участвую в делах класса и школы
3.Отношение к труду:
Я старателен в учебе
Я внимателен
Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью
В семье мне нравится помогать выполнять
домашнюю работу
Мне нравится дежурство в школе
4. Бережное отношение:
К природе
К земле
К животным
5 Красивое в моей жизни:
Я аккуратен в делах
Мне нравится всё красивое вокруг меня
Я вежлив в отношениях с людьми
6. Отношение к себе
Я управляю собой
Я соблюдаю санитарно – гигиенические правила
ухода за собой
Я оцениваю
себя вместе
с
родителями
Меня
оценивает
учитель
Итоговая
отметка
У меня нет вредных привычек
Сводные результаты анкетирования учащихся 10- 11 классов
Система ценностных ориентаций и ожиданий.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Средняя оценка
Ф.И.О.
Критерии оценки и их показатели.
1.Интеллектуальный уровень:
Эрудиция
Культура речи
Логика мышления (анализ, синтез,
систематизация, обобщение,
доказательность, аргументированность,
самостоятельность в суждении)
Нравственная направленность
интеллекта (нравственные мотивы
позиции и поведения)
2 Мировоззрение
Понимание целостности и единства
развития человека, природы и общества
Осознание созидающей роли человека в
преобразовании окружающей
действительности
Понимание духовно-нравственных
ценностей морали как универсальной
формы общественного сознания и бытия
Готовность к стремлению следовать
морали в системе отношений с
окружающим миром
Готовность к личностному и
профессиональному самоопределению
3.Человечность (доброта и
сострадание как качества личности):
доброта и сотрадание к семье, близким
людям, друзьям
щедрость
к
слабым,
больным,
нуждающимся
стремление к разрешению жизненных
конфликтов
мирным
путѐм
без
применения насилия
неприятие безнравственного поведения
4.Ответственность
Долг перед родителями и старшими
Долг по отношению к обществу и
Родине
Долг по отношению к себе
Долг по отношению к природе
5.Гражданская позиция (осознание
прав и обязанностей человека в
обществе):
Социальная активность
Следование Закону, Уставу школы
Уважение государственных символов и
власти
Бережное отношение к истории и
культуре своего народа
Равенство полов и людей разных
национальностей,
доминирование
мотивов общественного долга
6. Характер:
Обязательность, единство слова и дела
Честь, достоинство
Умение понимать и прощать
Сознание собственной активной роли в
становлении характера
Понимание взаимосвязи внутренней и
внешней культуры человека
Потребность и умение отстаивать свои
взгляды на научной основе
Сводные результаты анкетирования учащихся 6-9 классов
Система ценностных ориентаций и ожиданий.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Средняя оценка
Ф.И.О.
Критерии оценки и их показатели.
1 Эрудиция.
Прочность и глубина знаний
Культура речи
Доказательность и
аргументированность, суждений
Сообразительность
Использование дополнительных
источников
2. Отношение к обществу
Выполнение Устава школы
Выполнение правил для учащихся
Выполнение
правил
внутреннего
распорядка
Следование
нормам
и
правилам
человеческого общежития
Милосердие как противоположность
жестокости, участие в жизни класса и
школы
3.Отношение к труду
Старательность и добросовестность
Самостоятельность
Внимательность
Бережливость
Привычка к самообслуживанию
4. Отношение к природе.
Бережное отношение к земле
К растениям
К животным
Сохранность природы в повседневной
жизнедеятельности и труде
5. Эстетический вкус.
Аккуратность и опрятность
Культурные привычки в жизни
Внесение эстетики в жизнедеятельность
Умение находить прекрасное в жизни
Посещение культурных центров
6. Отношение к себе
Я управляю собой, своим поведением
Умею организовать свое время
Соблюдаю правила личной гигиены
Забочусь о здоровье
Сводные результаты анкетирования учащихся 3-5 классов
Система ценностных ориентаций и ожиданий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Средняя оценка
Ф.И.О.
Критерии оценки и их показатели.
1.Эрудиция:
Мне интересно учиться
Я всегда выполняю домашние задания
Я люблю читать
Мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
Я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Отношение к школе:
Я выполняю Устав школы
Я выполняю Правила для учащихся
Я выполняю правила внутреннего
распорядка
Я участвую в делах класса и школы
Я добр в отношениях с людьми
Я справедлив в отношениях с людьми
3.Прилежание:
Я старателен в учебе
Я внимателен
Я самостоятелен
Я помогаю другим и сам обращаюсь за
помощью
Мне нравится самообслуживание в
школе и дома
4. Отношение к природе
Я берегу землю
Я берегу растения
Я берегу животных
Я берегу природу
5. Эстетический вкус
Я аккуратен и опрятен
Я соблюдаю культуру поведения
Я ценю красоту в своих делах
Я вижу прекрасное в жизни
6. Отношение к себе
Я управляю собой, своим поведением
Я соблюдаю санитарно – гигиенические
правила ухода за собой
Я забочусь о своѐм здоровье
Я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
У меня нет вредных привычек
Сводные результаты анкетирования учащихся 1-2 классов
Система ценностных ориентаций и ожиданий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Средняя оценка
Ф.И.О.
Критерии оценки и их показатели.
1 Любознательность
Мне интересно учиться
Я люблю читать
Мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
Мне нравится выполнять домашние
задания
Я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Отношение к школе:
Я выполняю Правила для учащихся
Я добр в отношениях с людьми
Я участвую в делах класса и школы
3.Отношение к труду:
Я старателен в учебе
Я внимателен
Я помогаю другим и сам обращаюсь за
помощью
В семье мне нравится помогать
выполнять домашнюю работу
Мне нравится дежурство в школе
4. Бережное отношение:
К природе
К земле
К животным
5 Красивое в моей жизни:
Я аккуратен в делах
Мне нравится всё красивое вокруг меня
Я вежлив в отношениях с людьми
6. Отношение к себе
Я управляю собой
Я соблюдаю санитарно – гигиенические
правила ухода за собой
У меня нет вредных привычек
Ф.И.О.
Критерии оценки и их показатели.
1 Эрудиция.
Прочность и глубина знаний
Культура речи
Доказательность и
аргументированность, суждений
Сообразительность
Использование дополнительных
источников
2. Отношение к обществу
Выполнение Устава школы
Выполнение правил для учащихся
Выполнение
правил
внутреннего
распорядка
Следование
нормам
и
правилам
человеческого общежития
Милосердие как противоположность
жестокости, участие в жизни класса и
школы
3.Отношение к труду
Старательность и добросовестность
Самостоятельность
Внимательность
Бережливость
Привычка к самообслуживанию
4. Отношение к природе.
Бережное отношение к земле
К растениям
К животным
Сохранность природы в повседневной
жизнедеятельности и труде
5. Эстетический вкус.
Аккуратность и опрятность
Культурные привычки в жизни
Внесение эстетики в жизнедеятельность
Умение находить прекрасное в жизни
Посещение культурных центров
6. Отношение к себе
Я управляю собой, своим поведением
Умею организовать свое время
Соблюдаю правила личной гигиены
Забочусь о здоровье
5а
5б
6
Средняя
оценка
5- 7-е
классы
8
9
Средняя
оценка 89-е классы
Сводные результаты анкетирования учащихся (для сдачи в ИМЦ)
5 – 7, 8 -9 классов
Сводные результаты анкетирования
(1 -4 классы)
Ф.И.О.
Критерии оценки и их показатели.
1.Эрудиция:
Мне интересно учиться
Я всегда выполняю домашние задания
Я люблю читать
Мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
Я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Отношение к школе:
Я выполняю Устав школы
Я выполняю Правила для учащихся
Я выполняю правила внутреннего
распорядка
Я участвую в делах класса и школы
Я добр в отношениях с людьми
Я справедлив в отношениях с людьми
3.Прилежание:
Я старателен в учебе
Я внимателен
Я самостоятелен
Я помогаю другим и сам обращаюсь за
помощью
Мне нравится самообслуживание в
школе и дома
4. Отношение к природе
Я берегу землю
Я берегу растения
Я берегу животных
Я берегу природу
5. Эстетический вкус
Я аккуратен и опрятен
Я соблюдаю культуру поведения
Я ценю красоту в своих делах
Я вижу прекрасное в жизни
6. Отношение к себе
Я управляю собой, своим поведением
Я соблюдаю санитарно – гигиенические
правила ухода за собой
Я забочусь о своём здоровье
Я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
У меня нет вредных привычек
1
2
3а
3б
4
Средняя
оценка