иностранный язык

Иностранный язык
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Изучение иностранного языка в основной школе[1] направлено на достижение
следующих целей:


развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и
готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения
иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее
составляющих, как:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников
умений выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и
передаче информации;
языковая/лингвистическая компетенция – овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c
темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение
знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в
родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и
реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной
школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою
страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общеучебных и
специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и
приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием
новых информационных технологий;


развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения
иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как
средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации[2];
воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания,
стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного
отношения к проявлениям иной культуры.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Речевые умения
Предметное содержание речи
Школьники учатся общаться со своими сверстниками в ситуациях социально-бытовой,
учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей примерной
тематики:

1) Мои друзья и я. Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг и увлечения
(спорт, музыка, чтение, посещение дискотеки, кафе, клуба[3]). Молодежная
мода. Карманные деньги. Покупки. Переписка.
2) Школьное
образование.
Изучаемые
предметы,
отношение
к
ним.
Каникулы. Международные школьные обмены. Проблемы выбора профессии и роль
иностранного языка.
3) Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение,
климат, население, города и села, достопримечательности. Выдающиеся люди, их вклад
в науку и мировую культуру. Технический прогресс. Средства массовой информации.
4) Природа и проблемы экологии. Глобальные проблемы современности. Здоровый
образ жизни.

Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Овладение учащимися умениями вести следующие виды диалога:
диалог этикетного характера:
- начать, поддержать и закончить разговор;
- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
- выразить благодарность;
- вежливо переспросить, отказать, согласиться;
диалог-расспрос:
- запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с
кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
- целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»;
диалог-побуждение к действию:
- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
- дать совет и принять/не принять его;
- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем
участие;
- сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину;
диалог-обмен мнениями:

- выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
- высказать одобрение/неодобрение;
- выразить сомнение;
- выразить эмоциональную
желание/нежелание);

оценку

обсуждаемых

событий

(радость/огорчение,

- выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов;
Комбинирование
указанных
коммуникативных задач.

видов

диалога

для

решения

более

сложных

Монологическая речь
Овладение учащимися следующими умениями:
- кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы
речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и
оценочные суждения;
- передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
- делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
- выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и
жанра текста.
При этом формируются следующие умения:
- выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать
его содержание;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию функциональных текстов с опорой на
языковую догадку, контекст;
- игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.

Чтение

Учащиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
-с
выборочным
пониманием
(просмотровое/поисковое чтение).

нужной

или

интересующей

информации

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся 5-6 и 7-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Независимо от вида чтения возможно использование словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных
материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
При этом формируются следующие умения:
- определять тему, содержание текста по заголовку;
- выделять основную мысль;
- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных
адаптированных текстах разных жанров.
При этом формируются следующие умения:
- полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной
переработки;
- оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты,
журнала) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для
учащихся.

Письменная речь
Владение письменной речью предполагает развитие следующих умений:
- делать выписки из текста;

- писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать
пожелания;
- заполнять формуляр (указывать: имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
- писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресат о его
жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя
материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и употребляя формулы
речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Языковые знания и навыки
Овладение учащимися следующими языковыми знаниями и навыками:
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого
лексико-грамматического материала.
Произносительная сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого
иностранного языка, соблюдения ударения и интонации в словах и фразах, ритмикоинтонационные навыки произношения различных типов предложений, выражение чувств
и эмоций с помощью эмфатической интонации.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих
ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых
словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для
культуры стран изучаемого языка; знание основных способов словообразования:
аффиксации, словосложения, конверсии.
Грамматическая сторона речи
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и
распространенных простых предложений, безличных предложений, сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений, использования прямого и обратного порядка слов.
Знание признаков и овладение навыками распознавания и употребления в речи глаголов
в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного
залогов, модальных глаголов и их эквивалентов, существительных в различных падежах,
артиклей,
относительных,
неопределенных/неопределенно-личных
местоимений,
прилагательных, наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов,
количественных и порядковых числительных.
Социокультурные знания и умения
Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя
знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого
языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других
предметов (знания межпредметного характера).

Это предполагает знание:
- значения изучаемого иностранного языка в современном мире;
- наиболее употребительной фоновой лексики, реалий;
- социокультурного портрета стран, говорящих на изучаемом языке;
- культурного наследия стран изучаемого языка.

Предусматривается также овладение умениями:
- представлять родную культуру на иностранном языке;
- находить сходство и различие в традициях своей страны и страны/стран изучаемого
языка;
- оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
В основной школе целенаправленно осуществляется развитие умений выходить из
положения при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать
при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты; при чтении
и аудировании – языковую догадку, прогнозирование содержания.
Учебные умения
Учащиеся овладевают следующими специальными учебными умениями:
- осуществлять информационную переработку иноязычных текстов;
- пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
- участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера,
требующей использования иноязычных источников информации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения иностранного языка ученик должен
знать







основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная
оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов,
модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней
сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и
сложных предложений изучаемого иностранного языка;
роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа
жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные
достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру),
сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
в области говорения







начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях
общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,
уточняя;
расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свое мнение,
просьбу, ответить на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на
изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,
сообщить краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных
тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или
услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко
характеризовать персонаж;

в области аудирования




понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных функциональных
текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в
аэропорту) и выделять для себя отдельную значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к
разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять
тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;

в области чтения




читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием
основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять
главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую
последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным
пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста



(языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную
информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

в области письменной речи



заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец (расспрашивать адресат
о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу,
употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;

владеть способами познавательной деятельности:




ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте: определять его
содержание по заголовку, выделять основную информацию;
использовать двуязычный словарь;
использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в
процессе устного и письменного общения на иностранном языке.

[1]
Если обучение иностранным языкам осуществлялось в начальной школе, то в
основной школе должна быть обеспечена преемственность в развитии приобретенных
учащимися знаний, навыков и умений.
[2]
На этой ступени возможна предпрофильная ориентация учащихся средствами
иностранного языка, а также введение второго иностранного языка (за счет школьного
компонента).
[3]
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7928578-69-66

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».